Заметки о доверии или как родителю вырасти?

Когда я работаю с семьями, главное – это взаимоотношения, в первую очередь эмоциональные, и те роли, которые играет каждый член семьи. Воспринимать ребенка как личность с самого его рождения – залог успеха в воспитании и формирования здоровых отношений. Пусть это будет личность маленькая, подросшая или почти совсем взрослая – неважно. Если вы приняли для себя эту заповедь, то вы обязательно будете доверять ребенку, уважать его решения. Вы спросите, как доверять ребенку, который еще ничего не понимает? Это вам так кажется, потому что вы взрослые, воспитанные в традиционной системе, много знающие индивиды J. Но, к сожалению, вы еще не знаете, что ребенок рождается не tabula rasa, «чистой доской», а изначально мудрым, хорошо знающим себя существом. Вы ему нужны, в первую очередь для того, чтобы познакомиться и освоиться с миром, в который он попал. Еще надо научить ребенка правильным отношениям и Любви. А что чаще всего делают некоторые родители? Удовлетворяют свой эгоизм, питают собственного забытого («ы» можно и на «и» сменить при желании) внутреннего ребенка, который получил в детстве то же самое, что они теперь пытаются дать уже своим рожденным детям, - неуважение, недоверие, неискренность. «Ведь взрослый на то и взрослый, чтобы знать жизнь лучше, чем ребенок», думают они. Жизнь – да, бесспорно, но не собственное дитя. Откуда младенец знает, что он хочет есть? Что у него болит животик? Что он хочет свежего воздуха или маминой ласки? Жарко ему или холодно? Знает и все. Это ему дано Богом, от природы…

Родители – это всегда выросшие дети. Всегда. Иного не дано. Так было вечность до нас и так будет.…Помните ли вы об этом? Или вам уже кажется, что вы всегда ходили в этом дорогом костюме, ездили на этой престижной машине и занимали какую-то там должность? Можно ли соврать самому себе? На мой взгляд, это самое страшное преступление перед собственной личностью. И мы делаем это постоянно, нас этому научили. Вот этот молодой человек в дорогом костюме – подающий надежды финансист (только кому подающий?), он врет себе, что это самый лучший для него вариант дальнейшего развития жизни. Он забыл…или не хочет помнить?..какую радость ему приносит общение с красками (животными, железками и т.п. – подставить нужное). Сначала родители твердили ему «это лучше для тебя», а потом он уже и сам научился.

А ведь неумение быть честным перед собой – это только начало. Каждый взрослый имеет не только богатый опыт, достойный набор положительных качеств, но и массу комплексов и эмоциональных проблем. Кстати, недостаток честности мешает осознать многие из них. И тут случается чудо: такая вот противоречивая личность рожает собственного ребенка и начинает его воспитывать. А когда терпит неудачу, приходит к психологу и предлагает: «мой сын непослушный (замкнутый, агрессивный, боязливый и т.п.) - сделайте с ним что-нибудь». Такой родитель боится в первую очередь потерять контроль и в глубине души понимает, что по какой-то неизвестной ему причине он несостоятелен в процессе воспитания.  Таким образом он удовлетворяет собственную потребность в безопасности. 

Часто  психолога  просят выведать у ребенка какую-то тайну, самому не получается. Как научить ребенка не бояться интимности в отношениях, если сам этого опасаешься, сам не умеешь делить с близкими свои переживания, свой внутренний опыт? Как подарить ему радость общения, если ты сам бесконечно одинок даже в большой толпе?  Принимать решения и нести ответственность за свою судьбу, если сам не научился и можешь решать только за кого-то?

Наиболее распространенные жалобы родителей – страхи, агрессивность и замкнутость их детей. В последнее десятилетие добавилась еще гиперактивность, и теперь родители и педагоги очень часто оперируют этим термином, называя гиперактивными тех здоровых и жизнерадостных детей, которые каким-то образом мешают их взрослой спокойной жизни.

Страх, как и другие негативные эмоции (гнев, печаль и пр.), не является однозначно «вредным» для ребенка. Любое переживание выполняет определенную функцию и позволяет ребенку ориентироваться в окружающем мире. Страх уводит человека от опасностей, оберегает его. Всеобщее заблуждение заключается в том, что человек должен быть всегда весел и спокоен. Психика нуждается в неприятных моментах. Все помнят любимое развлечение в лагере или больнице - «страшилки на ночь». Они пугают детей, потом вызывают смех и высвобождение агрессивной энергии. Родители часто стараются обеспечить детям тепличные условия, охраняют их от любых неприятностей, сильных переживаний, «соломку подстилают». А ведь для нормального развития нужна различная интенсивность эмоций.

Любой страх, например, темноты, может появиться как обычный, возрастной страх, который со временем пройдет, а также может быть признаком каких-либо нарушений в личностном развитии. Причинами подобных нарушений могут стать как нездоровые отношения в семье, так и неправильное отношение к самому ребенку. Если родители демонстрируют неприятие ребенка, недоброжелательны к нему, то в скором времени они вполне могут ожидать проблемы в его развитии, как эмоциональном, так и в умственном. Тот же эффект будет от сверхтребовательного отношения, чрезмерной критики, оскорблений, наказаний за малейшую провинность, в том числе и физических. Также всегда неприятностей нужно ждать от гиперопеки, т.е. сверхзаботливого отношения, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать.

Гнев, также как страх и другие негативные эмоции, выполняет функцию адаптации человека  к окружающей среде. Кроме того, очень важна защитная функция гнева. Далеко не каждое проявление агрессии может считаться нарушением. Ребенок может подражать агрессивному поведению родителей. Кроме того, таким образом они ввергают его в состояние беззащитности, при котором мир воспринимается как опасный и враждебный. Ну и, конечно, ничто так не способствует развитию агрессивности, как унижения и оскорбления со стороны родителей. В большинстве случаев такие родители – это бывшие агрессивные дети, которые забыли о своем прошлом и о том, как они в детстве давали себе обещания со своим ребенком ничего подобного не делать.

Причинами замкнутости и застенчивости ребенка могут быть, в первую очередь, длительный стресс и недостаток эмоционального общения. Такой ребенок очень одинок, и негативное отношение со стороны родных и сверстников еще больше усугубляют его положение.

Помните, что ваш ребенок – это ваше зеркало. Если в его поведении проявляются какие-то проблемы, значит, вы сами для себя нечто аналогичное еще не решили. И зачастую ваш сын или дочь становятся индикаторами неосознанных и нерешенных семейных проблем. В этом случае они -  самые смелые в семье, своим негативным поведением они первыми заявляют: «SOS! Что-то у нас не так! Родители, обратите внимание!»

И еще. Забота и удовлетворение насущных потребностей ребенка – это еще не любовь. Любовь проявляется, прежде всего, в принятии, терпении и прощении. Нельзя забывать заботиться о его душе.

 Автор: Виктория Шелест

Оставить комментарий

Вам надо войти чтобы оставлять комментарии.


Webmoment